Skip to main content

Размышление 7. Служение бедным

Братства милосердия: Основополагающая интуиция

В один из воскресных дней августа 1617 года произошло событие, которое должно было предопределить всю жизнь Святого Викентия. «Я облачался, чтобы провести Святую Мессу в одно из воскресений, когда мне сказали, что уединённом доме на расстоянии четверти лье все заболели. Никто из них не мог оказать помощь другому, и все были в неописуемой нужде. Это затронуло меня до глубины души» (CCD, IX, 192). Во время проповеди Викентий рассказал о своих чувствах людям, и они оказали очень щедрую помощь больной семье. Однако всё происходило неорганизованно, и это натолкнуло Святого Викентия на идею о Братстве Милосердия. Этот опыт привёл его к учреждению «благотворительной работы», к развитию духовности бедного человека и расширения его пастырского видения.

А в 1625 году произошла встреча между Викентием, которому на то время было 45 лет, открывшему миссию служения и апостольства среди бедных после длительного внутреннего кризиса, и Луизой де Марияк, 35-летней женщиной, много страдавшей в своей жизни. И ему, и ей, а на самом деле друг с другом, в своё время было предначертано быть учредителями исключительной культуры солидарности, озарённой Слово Божьим.

I. Организованное милосердие

В Шатильоне Святой Викентий столкнулся с конкретной ситуацией, которая привела его к решению о необходимости реагирования на потребности, выражаемые людьми. Его размышления привели к необходимости выхода за пределы фактического события, чтобы эффективно руководить и направлять щедрость своих прихожан. Его реагирование исходило из готовности и желания использовать организацию.

Осознав ситуацию в Шатильоне, он отреагировал. Он «сказал, что мы должны мчаться к духовным потребностям наших ближних, как на пожар» (CCD, XI, 25 – Отчёт о комментариях Викентия на собрании капитула). Зная ситуацию, он понимал, как осуществлять необходимые шаги для успешного внедрения проекта. Он проникся тем, что произошло, и немедленно отправился к больной семье, о которой говорил во время проповеди, и принёс им утешение верой. Здесь присутствуют все элементы адаптации: знание ситуации, заинтересованность тем, что происходит, информирование, мобилизация большого количества людей и личное участие. В этой ситуации не хватало одного – организации, и Викентий направил все свои усилия на это. «Давайте спешить, не торопясь» (CCD, V, 400), говоря словами самого Викентия.

На сегодняшний день команды AIC состоят из местных волонтёров, реагирующих на реальные ситуации нищеты здесь и сейчас. Они принимают людей такими, какими они есть, одновременно пытаясь выйти за рамки их непосредственных явных потребностей, поскольку они знают, что радость и горе в жизни человека нельзя понять безотносительно семьи или институционального контекста (история, работа, образование, культура). После серьёзного анализа ситуации нищеты, который учитывает всю систему, то есть, местные социальные условия, и после критического рассмотрения причин, приведших к такой ситуации незащищённости, волонтёры в письменной форме разрабатывают проект, который может оцениваться и постоянно адаптироваться к возникающим потребностям.

Однако самого действия недостаточно, если действие не отвечает уровню потребностей. Для Святого Викентия необходимо было организовать всё таким образом, чтобы помощь полностью отвечала цели, для которой она предоставляется. В Шатильоне он заметил, что бедные «…иногда очень страдают, большей частью из-за отсутствия организованной помощи, чем из-за отсутствия милосердных людей» (CCD, XIIIb, 8). Вот почему он немедленно призвал некоторых женщин вместе организовать свою помощь бедным. В результате он основал Сестричество Милосердия, выписал устав и делегировал задачи и обязанности женщинам прихода, которых включил в процесс.

В Сестричестве должно было быть не более двадцати людей, чтобы «избежать смятения, возникающего из-за большого количества» (CCD, XIII b, 9). Один человек отвечал за руководство Сестричеством, и в этом ему оказывали помощь два помощника, один из которых должен был быть казначеем. Устав подробно описывает регулярность визитов к бедным и то, каким образом их проводить. Для Святого Викентия хорошая организация и участие каждого были действенными признаками истинного милосердия.

Викентий и Луиза настаивали на том, что услуги необходимо предоставлять со знанием дела. Они оба серьёзно занимались обучением и воспитанием бедных. Они предвидели, что, работая над причинами изгнания, можно помочь выйти из опасных ситуаций.

Сегодня в служении другим AIC всегда работает командами. Команда является необходимой структурой для любой постоянной деятельности и ключом к долговременной преемственности, смирению и передаче накопленных знаний. Более того, работа в команде даёт возможность бедным женщинам включаться в процесс личного продвижения и развития их собственной общины.

II. Действенное и животворное сотрудничество

Создание Викентием в 1617 году Сестричеств Милосердия было великой инновацией. Он возложил ответственность на светских женщин и сделал их участницами общественной социальной деятельности через эффективную организацию и коллективную ответственность. Под его руководством Луиза играла главную роль в координации и воодушевлении этих групп, а также в духовном образовании их членов, помогая им жить согласно их миссии солидарности и в свете Евангелия.

Поистине можно сказать, что во Франции (а позже и в других странах) Викентий и Луиза привлекали внимание общественности к самым нуждающимся, и в этом процессе положили начало современным социальным учреждениям.

«Поэтому, идите, мадмуазель, идите во имя Нашего Господа. Я молюсь, чтобы Его Божественная Благость сопутствовала вам, была вашим утешением в длительном пути, вашей прохладой от солнечной жары, укрытием в дождь и холод, вашей мягкой постелью при усталости, вашей силой в тяжком труде, и, наконец, чтобы Он вернул вас обратно в добром здравии и преисполненной добрыми делами» (CCD, I, 64f). С этими словами Викентий направил Луизу с миссией. Она начала её в мае 1629 года, выполняя обязанность посещения Сестричеств Милосердия, некоторых из которых сталкивались с затруднениями.

В ходе своих визитов в Сестричества Милосердия Луиза начала чувствовать, что при оказании помощи больным и обездоленным со временем необходимо будет иметь людей, которые полностью занимались бы этим по призванию. С течением времени Сестричества Милосердия обращались за помощью к Дочерям Милосердия, чтобы обеспечить регулярность своего служения, например, в Отель-Дье.

Первой существенной работой Луизы была её роль в посещениях Сестричеств Женщин Милосердия. Тогда, кроме заботы о (новых) фондах и управления домами, она была поглощена духовным образованием Дочерей Милосердия, наблюдая за их обучением и воспитанием в милосердии: Христос сам был бедняком.

В 1638 году Викентий де Поль и Луиза де Марияк вступили в борьбу против социальной драмы того времени, а именно, занялись детьми, которых оставляли на улице. Они решили обратиться к Женщинам Милосердия, получившим от королевы очень большой особняк. Луиза приступила к работе, начав в нём ремонт и обучая Женщин и Дочерей Милосердия тому, как смягчить страдание детей.

К 1650 году Викентий получил большую сумму денег в качестве подарка, которую он использовал на покупку земли и дома для приюта 40 людей преклонного возраста. Этот приют носил Имя Иисуса. Он служил примером и являлся прорывом, подтверждающим, что возможно отойти от бесчеловечной практики, существовавшей в больницах. Луиза и её Дочери Милосердия заботились о его функционировании.

Сегодня, как и во времена Викентия и Луизы, работа в качестве составной части сети является неотъемлемой.

III. Духовность бедных

Для Святого Викентия миссия и милосердие всегда находились в тесной связи. Идти к бедным означает идти к Христу и оставить Бога для Бога.

Бедный занимает особое место в Церкви, поскольку Христос пожелал отожествить себя с бедным человеком на всю свою жизнь. Викентий сказал: «Я не должен судить о бедном мужчине или женщине по их внешнему виду….Но поверните медаль на другую сторону, и вы увидите в свете веры, что Сын Божий, который пожелал стать нищим, предстанет перед нами через этих бедных людей» (CCD, XI, 26). Встречу с бедным человеком, который является иконой Христа, необходимо проводить в духе служения и с отношением слуги. «В служении бедным людям мы служим Иисусу Христу» (CCD, IX, 199). Вот почему Святой Викентий особенно настаивал на добродетелях смиренномудрия, скромности и милосердия, которые оказались отличительными характеристиками Женщин и Дочерей Милосердия.

В наше время Бенедикт XVI написал: «Иисус отождествляет себя с нуждающимися, голодными, страждущими, чужеземцами, нагими, больными и заключёнными. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф 25:40). Любовь Божья и любовь ближнего стали едины: в самых меньших братьях мы находим Иисуса, а в Иисусе мы находим Бога» (Deus Caritas Est, 15).

Мы должны учитывать самые сокровенные стремления человека. Святой Викентий настаивал на том, что необходимо «оказывать помощь бедным материально и духовно», что бедные являются «нашими властелинами и повелителями», и мы должны «приспосабливаться» к ним, независимо от того, где они находятся и кто они.

Сегодня, следуя примеру Святого Викентия, системный подход побуждает нас сделать шаг назад, чтобы приблизиться к людям в их цельности, то есть осознать их историю и культуру, а также характер и качество их взаимоотношений. Бенедикт XVI в том же направлении мысли указывает социальный путь благотворительной деятельности к целостному благу человечества: «…любовь не просто предлагает людям материальную помощь, но и восстановление и заботу об их душах… Мы имеем дело с людьми, а людям всегда необходимо нечто больше, чем формально обоснованная забота. Им необходима человечность. Им необходима искренняя забота» (Deus Caritas Est, 28, 31a).

Святой Викентий считал бедных людьми, имеющими достоинство и права, к которым мы обязаны проявлять справедливость, а не жалость. Помогая бедным, «мы осуществляем (акт) справедливости, а не милость»; «…вряд ли существует какой-либо (акт) милосердия, не сопровождаемый справедливостью». Для Святого Викентия «милостыня» для самых нуждающихся была только временным решением. Только работа может вернуть мужчинам и женщинам, находящимся в трудном положении, их чувство собственного достоинства и их место в обществе.

IV. Расширенное пастырское видение

В Шатильоне Святой Викентий открыл другое измерение Церкви, а именно, что все верующие имеют собственную определённую ответственность и собственную сферу деятельности.

На Святого Викентия после его обращения с кафедры проповедника в интересах больного бедного, о котором он говорил, чрезвычайное впечатление произвела реакция и щедрость прихожан – «Я встретил женщин, возвращающихся группами» (CCD, IX, 166). Он понял, что обычные христиане, если они мотивированы в соответствии с обстоятельствами, знают как вплотную и эффективно заняться предлагаемой им деятельностью. Для него это было откровением о важном месте мирян в Церкви. Он воспринимал служение бедных как состояние милосердия (см. CCD, VII, 396f и IX, 538), место освящения и доказательство качества жизней крещённых людей.

В наше время Бенедикт XVI написал: «Христианская программа – это программа доброго самаритянина, программа Иисуса – это «сердце, которое видит»».  Это сердце видит, где необходима любовь, и действует соответственно (Deus Caritas Est, 31b). «Всё значительное и справедливое человеческое поведение является надеждой в действии. Это происходит, во-первых, в ощущении, что … мы работаем для более светлого и более человечного мира, чтобы открыть двери в будущее» (Spe Salvi, 35). Папа Иоанн Павел II, обращаясь в Париже 31 мая 1980 года к апостолату мирян, сказал: «Церковь, и папа от её имени, рассчитывают на ваше апостольство в качестве мирян. Работа, которая собственно является вашей в Церкви, имеет существенную важность. Никто не может заменить вас в ней – ни священники, ни монашество».

Святой Викентий знал, как оценить качество служения женщин. В 1650 году он писал: «И я могу засвидетельствовать в пользу женщин, что нет никакой ошибки в их управлении, потому что они очень заботливы и заслуживают доверия» (CCD, IV, 76). Его благотворительная работа могла получить развитие только через самоотверженность женщин в каждом селении. В 1657 году он заявил Женщинам Милосердия: «В течение восьмисот лет или около этого женщины не играли общественной роли в Церкви; в прошлом были те, кого называли диакониссами. … Однако, приблизительно во времена Карла Великого вследствие осмотрительности Божественного Провидения эта практика прекратилась; лица вашей стати были лишены какой-либо роли, и с тех пор так и не получили её.  И теперь, когда то же самое Провидение поворачивается сегодня к некоторым из вас, чтобы предоставить больным беднякам в Отель-Дье то, чего они лишены» (CCD, XIII b, 432). Соответственно, он без сомнения попросил женщин, с которыми встретился на своём пути, взять на себя активную роль, которая возвращалась к ним в Церкви. Таким образом, Женщины Милосердия, а позже и Дочери, под руководством Луизы де Марияк, должны были продолжить наитие их общего Основателя через взаимодополняемость их призвания и их служения.

Сегодня 71 процент людей в мире, которые более всего уязвимы и пребывают в опасности, составляют женщины, и очевидно, что международная неправительственная организация, такая как AIC, состоящая из женщин-волонтёров, которые могут быть голосом женщин без голоса, имеет большое значение.

Папа Иоанн Павел II подтвердил особую роль женщин, когда сказал: «Каждый человек доверен каждому другому человеку, но особым образом человек доверен женщине, определённо потому, что женщина в силу своего особого опыта материнства видится, как такая, что имеет особую восприимчивость к человеческой личности и всему, что составляет истинное благополучие личности, начиная с основоположной ценности жизни». Также он назвал вторую задачу: «…женщины имеют задание обеспечивать моральное измерение культуры, измерение именно культуры, достойной личности, индивидуальной, хотя и социальной жизни» (Christifideles Laici – Призвание и миссия мирян, 30 декабря 1988 г., № 51).

Святой Викентий знал, как объединять людей в единое целое. Он сводил вместе богатых и бедных, клириков и мирян, мужчин и женщин. Он знал, что сотрудничество является ключом к успеху в служении бедным. Таким образом, он создавал узы, наводил мосты и способствовал единству среди лиц всех сословий без разграничения. Он был адвокатом бедных в высших органах власти, независимо от того, был ли это кардинал Ришелье, содействуя делу мира, или Анна Австрийская, исполняя обязанности члена Совета Совести, или мосье де Гонди, улучшая участь рабов на галерах. Он знал, как обличить несправедливость, притеснение и глубокую нищету до степени сталкивающихся форм.

Наша любовь, говорил Святой Викентий, должна быть «эмоциональной и эффективной».

Сегодня мы знаем, что грех влияет не только на отдельные личности, но и глубоко затрагивает социальные структуры, воплощён в несправедливых законах, экономических отношениях, базирующихся на силе, искусственных границах и барьерах… всех несправедливых структурах, удерживающих бедных в нищете.

Может ли каждая женщина и каждый мужчина в Викентийской Семье воспользоваться этим юбилейным годом, чтобы излучать в мир любовь Святого Викентия и Святой Луизы для самых нищих из бедных? Каждый в своей ситуации, например, мог бы публично выразить эту любовь к меньшим из братьев, разделив с ними пищу или иным образом выявляя праздничность, чтобы мир мог увидеть, что эта Любовь жива!

Вопросы для совместного размышления:

1. Люди живут на грани и в опасности, и в обществе, которое постоянно меняется. Как мы можем приспособить нашу деятельность к этой реальности? Что мы можем сделать, чтобы работать в условиях несправедливости, которые приводят к таким ситуациям нищеты?

2. Какие сети мы можем создать с бедными среди доноров, церквей, правительств, частного сектора, профессиональных союзов, средств массовой информации, международных организаций? Есть ли у нас смелость и сила быть вовлечёнными в общество, чтобы мы могли обличать эти формы греха, и работать, чтобы изменить законы и трансформировать общественное мнение через политическую деятельность?

3. Как мы можем организовать себя, подобно Луизе, чтобы привлечь волонтёров, учиться, реформировать, улучшать и организовывать благотворительную работу таким образом, чтобы это отвечало требованиям нашего времени?

Написано мадам Сильвией Ларминат, Прездидентом AIC-Франция

Перевод Хью О’Доннелла, CM, Китайская Провинция

Анонси, події Всі анонси

Новини

Яке твоє покликання?
Про покликання місіонера…

Хочеш дізнатися про нас більше або відчуваєш покликання?
Приходь! Подзвони! Шукай нас!

Дізнатися