
Головна > Размышление 4. Дух Луизы де Марияк
1660 был годом большой потери для Викентийской семьи. В феврале умер Антуан Портай, первый собрат Викентия де Поля и первый духовник Дочерей Милосердия. Его сотрудница и подруга, Луиза де Марияк, умерла в марте, а сам Викентий умер в сентябре. Тогда как имя и поддержка Викентия получили всеобщеё признание с XVII столетия, о заслугах Луизы де Марияк полностью забыли. И только в 1983 году она возникнет из тени господина Викентия, чтобы на равных с ним возобновить своё место не только как учредительница Дочерей Милосердия, но и как женщина сегодняшнего дня, которая, по её собственным словам и поступкам, способна разбудить в своих ближних мужчинах и женщинах осознание собственного надлежащего достоинства, как детей Божьих и слуг всех тех, кто беден. Таким образом, в 2010 году, через 350 лет после смерти Викентия и Луизы, Викентийкая семья со всех уголков мира объединяется, чтобы отметить эту важную годовщину и в то же время открыть или переоткрыть Луизу де Марияк.
Кем была Луиза де Марияк в XVII столетии?
В мае 1629 года Викентий де Поль направил молодую вдову, которую он встретил несколькими годами раньше, с визитом в Братство Милосердия, которое очень хорошо начало, но в последнее время теряло своё начальное усердие. Им необходимо было возродить энтузиазм, которым характеризовались их первые усилия. По мнению Викентия, для выполнения этой задачи никто лучше не подходил кроме Луизы де Марияк, известной после своего замужества за Антуана Ле Граса как мадмуазель Ле Грас, поскольку её муж не принадлежал к дворянскому роду. Она в высшей степени преуспела в этом, и Викентий радовался её успеху.
Когда Викентий и Луиза встретились в конце 1625 или в начале 1626 года, она как раз потеряла своего мужа после долгой, мучительный болезни. Она осталась одна с трудным 12-летним сыном и в бедственном финансовом положении. Она была хрупкой женщиной, которая искала свой путь. Викентий сопровождал её на этом пути. Постепенно он разглядел за внешним проявлением сомнения, неуверенности и боязни сильную женщину, наделённую исключительными дарованиями, способную преобразовать себя в Викентийского лидера, которого он искал для сотрудничества с ним в своих благотворительных усилиях.
«Направление с Миссией» в мае 1629 года было ничем иным, как началом дружбы и сотрудничества, которые навсегда изменят посвящённую Богу женскую жизнь и служение тем, кто болеё всего нуждался в этом во Франции и за её пределами, и потребность в которых остаётся до сегодняшнего дня во всем мире. И в этой радикальной смене находится личность Луизы де Марияк. Она была тем, кто в самом начале увидел необходимость объединения в общину «хороших сельских девушек», которых она воспитывала по просьбе Викентия, чтобы они помогали Женщинам Милосердия в служении бедным больным в их домах. В то же самое время она основала Дочерей Милосердия и навела мосты над пропастью, разделяющей богатых и влиятельных от крестьян и бедняков, а также мужчин от женщин. С Викентием де Полем и Дочерьми Милосердия она создала широкую благотворительную сеть, которая никого не отвергала.
Викентий де Поль имел превосходное видение того, как реагировать на потребности тех, кто был беден. Луиза де Марияк имела организационные способности, проявляла внимание к деталям, смелость и творческий подход к конкретизации видения. Необходимо только посмотреть на её работу с подкидышами, к которым она была очень трогательна, несомненно, потому, что сама была рождена как «внебрачная дочь», то есть рождена безвестной матерью, но признанная своим отцом, или на создание ею приюта Господнего Имени Иисуса для людей преклонного возраста, чтобы признать правдивость этого утверждения.
Почему она исчезла?
В свете всего, что было сказано о тесном и плодотворном сотрудничестве между Викентием и Луизой, основание Дочерей Милосердия и развитие благотворительной работы, отвечающей всему диапазону потребностей живущих в бедности, скорее удивляешься почти полному исчезновением Луизы де Марияк. Даже после её канонизации в 1934 году (спустя два столетия после канонизации Викентия де Поля) и мероприятий в рамках отмечания двухсотлетия их смерти в 1960 году, о ней почти не упоминалось.
Ответ двоякий. Во-первых, усилия были направлены на прославление Викентия и на то, чтобы канонизировать его как можно быстреё после смерти как великого Апостола Милосердия. В этом плане были предусмотрены и мероприятия, касающиеся Дочерей Милосердия, но в качестве дочерей Святого Викентия де Поля. Касательно сотрудницы, отдавшей свою плоть и кости на воплощение его идей, ничего не было предусмотрено. Таким образом, никто не вспоминал о ней, не говоря уже о её вкладе. Однако нужно признать, что в течение всей своей жизни Луиза де Марияк никогда не стремилась выдвинуть себя. Она говорит нам сама: Наш Господь, рожденный в бедности и безвестности, учит меня чистоте Его любви, … таким образом, что я должна научиться оставаться скрытой в Боге, желая служить Ему, не ища признания других или удовлетворения в общении с ними, довольствуясь тем, что Бог видит, кем я стремлюсь стать. Поэтому Он хочет, чтобы я отдавала себя ему таким образом, чтобы он мог сформировать это предрасположение во мне. Я делаю это с помощью Его благодати.
Вторая причина болеё сложная. В пределах сообщества Дочерей Милосердия очевидной была сдержанность, даже отказ в продвижении оснований для канонизации основательницы, которая была «внебрачной дочерью». Сообщество, в конечном счёте, предприняло необходимые шаги, но без большого энтузиазма. Если верно, что у святых есть свой момент, то для Луизы он еще не настал. Чтобы он настал, нужно было ждать, пока не наступят 1980-ые.
Почему она появилась вновь?
Если Луиза де Марияк наконец выходит из тени в 1983 году, то только потому, что почва была подготовлена в начале 1958 года, когда Жаном Кальве была опубликована её биография под названием: Луиза де Марияк: Портрет (ET 1959). В этой книге автор публично и впервые говорит об обстоятельствах её рождения, о драматизме часто травмирующих событий её детства и юности, отмеченных мимолетным счастьем и страданием, которое никогда не исчезало навсегда. Его целью был «истинный партнёр святости». Он признает стремление Луизы идти вслед за Викентием как его тень. Кальве хотел «раскрыть её самобытность и выдвинуть её собственное величие как одной из самых чистых французских женщин, которыми можно гордиться».
Две другие важные составляющие являются существенными для того, чтобы явилась истинная Луиза де Марияк, а именно: женское движение и размышление II Ватиканского Собора о человеческом достоинстве (Пастырская Конституция Gaudium et Spes). Благоприятный момент настанет только в 1983 году, когда будет опубликовано новое издание Ecrits spirituels de Louise de Marillac (ET Духовные Произведения Луизы де Марияк, 1991 г.). Благодаря болеё интересной презентации, новой компоновке и хронологии, многочисленным примечаниям, и детальному алфавитному указателю, мы обнаруживаем, особенно в письмах Луизы своим сёстрам, её очаровательную индивидуальность, её человеческую теплоту и её внимательность к другим во всех измерениях их существования.
Что Луиза передаёт сегодняшнему миру?
Оригинальная публикация на французском языке раскрывает «истинную» Луизу франкоязычному миру. Переводы на разные языки, которые последовали после этого, распространили её репутацию по всему миру. Какой она предстаёт в этих публикациях? Что именно эта сильная, освободившаяся женщина своего времени несёт женщинам и мужчинам 21-го столетия?
Многое изменилось со времени Луизы де Марияк, но через столетия она проносит всеобщие и вечные ценности и теплоту человеческих отношений для мира, в котором преобладают технологии. И через триста пятьдесят лет после её смерти некоторые из этих ценностей приобретают особое значение для Викентийской семьи, а именно:
Роль женщин
Крестьянские женщины: Задолго до организованных усилий Луиза пыталась улучшить статус крестьянских женщин: открывая для них возможности вступления в новую форму посвящённой жизни; человеческим, духовным и профессиональным воспитанием; подготовкой к выполнению обязанностей воспитателя для подкидышей, школьных наставниц для бедных маленьких девочек и сиделок для тех, кто был болен и одинок. Об этом она сказала сначала сёстрам:… вы должны быть очень благодарны за благодать, дарованную вам Богом, когда вы находитесь в состоянии, чтобы вы могли осуществлять для Него такое великое служение. … Не бойтесь…
Женщины среднего сословия и знатного происхождения: Луиза де Марияк находилась именно в том положении, чтобы быть связующим звеном между крестьянскими женщинами, которыми были первые Дочери Милосердия, и Женщинами Милосердия, которые принадлежали к высшему и среднему классу. Как де Марияк, она имела своё место в этой социальной среде, но она решила жить в общине с крестьянскими женщинами. В то время, когда она занималась формированием первых Дочерей Милосердия, часто в сотрудничестве с Женщинами Милосердия, её роль в среде Женщин Милосердия в большой мере была воодушевляющей. Своими словами, а особенно своим поведением, она пыталась помочь им: раскрыть под внешним видом достоинство людей, которые были бедны; уважать и работать как с равными с Дочерьми Милосердия. Она писала: … Женщины Милосердия осознавали потребности тех, кто был беден, и …Бог даровал им благодать оказывать им помощь очень милостиво и очень изумительно. … Когда не было средств, эти благотворительные Женщины использовали свои святые Собрания, чтобы получить их …, которые давали возможность верующим и благотворительным людям увидеть истинные потребности и благоразумно их обеспечить, не только материально, но и духовно?…
Сеть благотворительной деятельности
Луиза де Марияк никогда не считала служение тем, кто беден, как относящееся к определенной группе. Для неё многообразие и широта потребностей требовали обширной сети сотрудничества: мужчин и женщин, Женщин Милосердия, священников и Собратьев Миссии, Дочерей Милосердия и Отцов Бедных (муниципальных администраторов). Для обеспечения эффективного служения для такого сотрудничества имелись свои требования.
Первое: Работа в рамках Викентийского сотрудничества требует от каждого, кто её выполняет, воли признавать и принимать личность другого со всеми его достоинствами и недостатками. Луиза говорила своим сёстрам:
Возобновляйте себя в духе единства и сердечности … практика милосердия … понуждает нас никогда не смотреть на недостатки другого с горечью, а скорее всегда прощать их, смиряясь самому.
Второе: Такое сотрудничество требует от всех: взаимного уважения, открытости к идеям других, зная в то же время, как выразить собственные. Луиза писала:
Предоставляйте свои обоснования смиренно, убедительно, спокойно и кратко.
Третье: И последнее, служение тем, кто беден, никогда не является Викентийским, если ему не свойственны человеческая теплота, женские качества, которые, как часто говорила Луиза, сформировали её жизнь: сострадание, нежность, доброта, одним словом ЛЮБОВЬ.
Вопросы для индивидуального размышления и в группе:
Как размышление о Луизе де Марияк затронуло меня?
Как её влияние может затронуть мою группу в Викентийской семье?
Написано сестрой Элизабет Чарпи (Elisabeth Charpy), D.C., из провинции Парижа, и
сестрой Луизой Салливан (Louise Sullivan), D.C., из провинции Албани/Канада
с. Луиза Салливан, D.C.
Хочеш дізнатися про нас більше або відчуваєш покликання?
Приходь! Подзвони! Шукай нас!